"Что-то, что-то, что-то не так..."

Пожалуй, впервые ленинградский фестиваль не выявил новых лидеров и даже групп, претендующих на эту роль, заметно не было. Ибо называть "новым" лидером ДДТ смешно, команда хорошо известна с 1982 года, неуклонно продвигалась вперед и на сегодняшний день, бесспорно, является группой #1 в СССР. Из молодых претендентов единственный, кто произвел сильное впечатление: - НОЛЬ. Бас, баян, барабаны. Рок-н-роллы с интересными текстами про "нашу бытность-самобытность, где найдешь еще такую!" Все это с добавлением русского народного музыкального духа, что-то вроде Облачного Края "Ой ты, земля былинная, земля многострадальная". Но это лишь во второй половине программы. 1-я часть прошла под лозунгом "Болты - вперед!" "Сегодня к нам придут герлы, мы с ними будем закручивать болты" и т.д. Словом "музыка драчевых напильников /название их альбома/. Это было бы забавно, если бы не диссонанс между частями. И это все. Больше открытий на фестивале не было. Несмотря на увеличение количества выступающих до 27. "Рокировка в длинную сторону" отразила лишь желание показать побольше групп, а не возросший качественный уровень.

Помимо "Ноля" еще восемь команд играли на фестивале впервые. Полный провал ждал БУРАТИНО. Наглядное подтверждение тому, что злободневные тексты далеко еще не все, что нужно для успеха. "Трудовой ритм, трудовой недели", "Перестройка"- все это настолько безлико и. неталантливо, что толпа уходила уже со второй вещи. Не могу даже вспомнить, что они играли. Возможно, нечто в духе ВИА.

МЛАДШИЕ БРАТЬЯ и ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ запомнились лишь тем, что первые привлекли большую шоу-группу, выступавшую на уровне школьной художественной самодеятельности 7-8 классов, в конце программы - они полили 5 первых рядов зрительного зала и мониторы из настоящего щелочного огнетушителя; а участник вторых на сцене зачитывал выдержки из газетной хроники.

ФРОНТ. Тяжелый металл. "Я поднимаю свой железный' кулак и бью им в цель сильно и точно". Два металлиста сумели влезть на сцену, но тотчас были стянуты таким же количеством крепких парней в штатском. Взрывы. Фальшфейера. Металл. ФРОНТ.

НАТЕ /возможно НАТЕ /англ./ - ненависть/. Группа С.Задерия. Говорят, что Кинчев в свое время снял имидж именно с Задерия. Возможно это так, но от знания сего факта НАТЕ лучше не смотрелась. На сцене человек, пытающийся не повторять Кинчева, но не сумевший этого сделать. Из-под всего проглядывала АЛИСА. Не очень назойливо, но достаточно заметно. Плюс полное неумение Славы петь. От любви до ненависти один шаг - это группа подтвердила, спев о том, что было, когда Карина /Марина?/ расточала свое женское начало, о том, что это делают все звери, птицы и др., но почему ты всегда да говоришь мне нет, когда я пытаюсь выключить свет. Странная тематика, ведь кажется Задерий женат.

ОХОТА Р0МАНТИЧЕСКИХ ИХ, как оказалось, пыталась синтезировать нечто новое из целой кучи музыкальных жанров, что до них не удавалось еще никому из композиторов-профессионалов. Не удалось и им. Обо всем этом нам любезно поведал на пресс-конференции тов.Юсфин, член жюри и Союза Композиторов. В составе ИХ - вокал из Аукциона, бас - Тихомиров, гитара из Мануфактуры. За счет этого две трети выступления зрители сидели в зале. Коллектив собирается продолжить поиски.

АУ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ УД0ВЛЕТВ0РИТЕЛИ. Всем известный Свинья на большой сцене. Панк-рок со всеми втекающими и вытекающими из него обстоятельствами как-то: разламывание стойки, битье микрофона, в умат пьяный басист /тем не менее сильно играющий/, мат из зала в предоставленный Свиньей панк-публике микрофон, желание администрации и части жюри прекратить это безобразие, но боязнь ответных мер со стороны. зрителей, вокал вперемежку с покуриванием сигареты, препирательства с "дяденькой-динамиком" - ведущим, заявление о том, что пора сваливать со сцены на фиг, а то будут неприятности, "Рейган - провокатор!" и "Горбачев могучий разгоняет тучи, а я дождика хочу!" Апогей демократизации фестиваля. Свинья все это называет "асфальтовый рок".

СЕЗОН ДОЖДЕЙ, играет арт-рок. "Хорошая жесткая музыка,- после окончания сказал один из зрителей, вот только чего-то нога заныла."

На фестивале выступили также два автора-исполнителя Ю.Наумов и А.Башлачев. Оба играли в последний день фестиваля, когда уже очень хотелось есть /концерты начинались примерно в 12-30 и с небольшими перерывами продолжались до 0-30 – 1-00/ и приходилось сильно напрягаться, чтобы, въехать в текстовку. Наумова я вообще не слышал, а у Башлачева воспринял 2-3 вещи. Очевидный промах оргкомитета в расстановке участников.

Часть старых групп заявила, что они все еще существуют. ПРОВИНЦИЯ запомнилась наличием на сцене двух девочек /клавиши, вокал/. ТАМБУРИН не изменился по сравнению с осенним концертом в Риге. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА после прошлогодней: интересной программы сыграла традиционный хард-рок. Особняком стоит САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, показавший, как играли рок в конце 60-х начале 70-х: с поломками гитар, многочисленными техническими паузами и пр. В конце Рекшан честно сказал "я думал, что будет лажа, но чтоб такая..." Молодцы, ветераны! Честно, живо и с задором.

О ЗООПАРКЕ, АВИА И ДДТ см. статью моего коллеги, их выступления мало чем отличались, друг от друга /имеется в виду статья Д.С./. Хочется лишь добавить, что Майка лучше всего слушать нетрезвым, что мы и сделали.

ТЕЛЕВИЗОР последовательно идет по линии "все круче, и круче, и круче" так, что страшно становится за ними следить. Упав с такой высоты, неминуемо сломаешь себе шею. Вообще поездки Мейнарта в Питер много дали ленроку. Социальность из их групп так и прет, оставляя музыке значительно меньше места /кого бы послать в Питер из музыкантов?/. На записи у ТВ можно слушать 3-4 вещи, остальные пусты. Тоже можно сказать и о ПРИСУТСТВИИ. Мощная подача, полный контакт с залом, «живые» на сцене, интересные тексты - все то, от чего мы отвыкли в харде со времен "Поезда" и плоская однообразная запись.

В музыкальном отношении самой сильной группой были ДЖУНГЛИ, они, кстати, и получили приз за музыку. Пожалуй, эта самая интересная советская группа, играющая в стиле джаз и арт рока.

ИГРЫ и АУКЦИОН не произвели фурора. У ИГР хороша новая вещь "Солнце встает над городом Ленина". Шоу АУКЦИОНА повторявшее прошлогодние находки и отличается новыми костюмами и задником, на. котором изображены минареты похожие на некие мужские органы, снова оказалось недостаточно подкреплено музыкой и возможно текстами /плохо разбирались/.

ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК - приз за "шоукинг". Большой шаг вперед. Крутые тексты, на грани. Панк. "Дойчланд, дойчланд, юбер аллез, юбер-любер". "Я люблю шокировать людей". Драка в зале.

Всевозможные проявления себя, для многих похоже означают больше, чем сама музыка. Безусловно, Кинчев знает фразу о том, что чем талантливее артист, тем дольше он может держать паузу. Свою паузу перед выступлением АЛИСА бездарно передержала, часть зала перегорела еще до выхода группы па сцену. Положение не спас и хит "Красное на черном". Небольшой всплеск эмоций и вновь спад, уже окончательный. «Мы начинаем движение вспять» - кажется это правда. На выставке-продаже фотографий в фойе, Кости шли по трехе за штуку.

КИНО снимало свою очередную серию. Антураж тот же, изменились лишь действующие лица. Удивительное чутье на спрос. После "любви - не любви" перестройка "перемен мы ждем, перемен" и новый набор - антивоенная тема /«Группа крови на рукаве», «Между землей и небом война»/, ответственность за происходящее в мире /"Следи за собой"/. Актуальность превыше всего.

"Все говорят, что мы вместе, но не все знают в каком" - спел Цой и оказался прав. АЛИСА попала в это место, КИНО же получило приз за "творческое совершеннолетие".

Завершил фестиваль АКВАРИУМ. Живо "поколение сторожей" и вся молодая шпана вместе не может смести их с лица земли. "Нами торгуют" - с грустью пел Б.Г. Напрасная печаль, ведь это лучше, чем "Мы торгуем", о чем смело могла сказать часть ленинградских групп. Праздника не получилось. "Радости было мало, рока еще меньше,"- сказал Боб, а Мейнерт выразился о обстановке фестиваля как о "балаганно-бессодержательной" .

Стоя на перроне, я смотрю на вас.
Зеленый свет зажегся, красный свет погас.

Пути открыты, пути разбегаются, где-то ждет молчаливый стрелочник, а где-то и тупик. Но пока идет поезд ленинградского рока и не видно конца этому движению вперед/?/.


подписано С. Воочию-Видцев

опубликовано в журнале «От винта» №3 (июль-сентябрь)

Рига 1987