Про «Ноль», с палочкой и без.

Ну, кто мог ожидать такого драйва от худощавого, анемичного парнишки с чёлкой, что закрывает пол лица? От того баяниста - экстремиста, который поёт эрзац - частушки на Киевском стадионе «Динамо»? Дядя Фёдор (Фёдор Чистяков), лидер баянист и, представьте, вокалист ленинградского «Ноля», все-таки потешил нас всех- зрителей и обозревателей фееричного выступления «Звёзды 88», что уже давненько (сентябрь 1988), прогремел, как скоростной поезд, столичным стадионом «Динамо». Вы можете сказать, что время «Ноля» прошло; поскольку как-то выветрилась с центральных орбит рок-андеграунда, коммунально-питерская эстетика, решительно пропагандированная когда-то Виктором Цоем. Время «Ноля» это – 1986г. Начало. А 1989год? Конец? Нет, не всё так просто. Всё же «Ноль» - это свежезамороженная вечность, пустота, которая не подвластна времени. Заряд чистяковских куплетов тянет, как говорят, в сторону абсолютного «ноля». Прочь в другую сторону от романтики.

У дяди Фёдора тексты грубо сделанные, по форме «что вижу, то и пою». И рваные ритмы, приспособленные к «живому» баяну. И всё. Остальное – дело журналистов. Итак - переходим к делу.

ЗВУКИ, которые легко и «на ура» воспринимались залом, я для себя обозначил как урбанистичный фолк - панк. Интересно было сравнить наше «В.В.» с «Нолём». Интересно, потому что эти близкие по сути группы, происходят из разных этнических источников, соответственно имеют разный характер. Однако думаю, что в контексте ленинградской рок - тусовки «Ноль» занимает особое место. Примитивизм плюс выразительность плюс драйв в сумме дают неслабый эффект, а если принять во внимание неподдельный аутентизм «уличного» звучания команды Чистякова, то получится приемлемый контраст к заэстетизированной верхушке бывшего Ленинградского рок- клуба.

ЗА КУЛИСАМИ взбудораженного «Всеми звёздами» стадиона мне удалось поймать молчаливого Фёдора и разговорить его. Сразу главным героем нашего разговора стал…баян. Играет Фёдор на нём с 8 лет, то есть со второго класса. Редко какой праздник, то ли школьный, или семейный, проходил без Фёди с баяном. Когда окончил школу, сразу создалась группа. Его друзья приятели – Дмитрий Гусаков (бас-гитара) и Алексей Николаев (ударные инструменты), сначала недооценивали народный инструмент. Да и вообще «колбасили» традиционный хард-рок. Фёдор стеснялся (!) играть на баяне. Все трое ходили в кружёк, который, в доме пионеров возглавлял Тропило – легендарный крёстный отец доброй половины нынешних рок - клубовских групп. Под предлогом изучения звукозаписи, Фёдор и Ко. записали первый альбомчик. А Тропило послушал и отметил песни, где было много баяна и энергии: «Инвалид», «болты», «квартира».

И ПОСОВЕТОВАЛ работать именно в этом направлении. После того случая и до сих пор у парней не возникает никаких сомнений в стиле и направлении. Название «Ноль» появилось за несколько дней до их первого выступления на Рубинштейна 13 в зале Ленинградского рок-клуба. Дело в том, что правление клуба завело тогда хорошую традицию, предоставлять молодым командам возможность попробовать силы на публике. Концерт прошёл 28 декабря 1986 го, того же дня Фёдору Чистякову исполнилось 19 лет.

ПЕРВЫЙ настоящий успех ждал парней в июне 1987 года. Пятый фестиваль местного рок - клуба. Прикованные взгляды посланцев разнообразных рок - тусовок со всего Союза, жажда новых откровений и новых имён со стороны рок - н - рольной Мекки страны, не даёт расслабиться ни на миг. И произошло два взрыва. Их сотворили выступления дебютантов: Александра Башлачёва и группы «Ноль». Жюри наградило команду Фёдора «за всё». Вскоре ансамбль выехал на всесоюзный фестиваль в Черноголовку, что под Москвой. Приём и там был ошеломляющий. Дальнейшая схема карьеры напоминает быструю цепную реакцию. Записанный в ленинградской студии «Антроп» альбом «Музыка драчёвых напильников» разлетелся по стране молниеносно. Приглашения приходят десятками.

ДЕЛО в том, что с группы ушёл, не выдержавший конвейерного ритма басист. За ним последовал барабанщик. Была заменена ритм секция, появился новый, с хард роковой манерой игры гитарист Г. Стариков, «Ноль» не успел подготовить качественно новую программу к Шестому фестивалю и потому выступил достаточно посредственно…

СЕГОДНЯ в словах у дяди Фёдора чувствуется усталость, разочарование. Словно что -то в парне сломалось. Но он старается всё это скрыть, трясёт чёлкой, ходит гоголем. Сегодня трудно услышать «Ноль», хотя, по слухам, дядя Фёдор уже целиком готов к реваншу. Вот только найдёт классного барабанщика. И тогда…


Александр Евтушенко

газета “Молодая Гвардия” (Киев)
1989