Анимация для телешопа (фрагмент статьи)

За последние два-три года наиболее интересные творческие и авторские находки появились как раз не в рекламе, а в жанре музыкального анимационного клипа. Так что полноправно могут называться авторскими фильмами вполне адекватные музыке и исполнителям рисованные клипы "Я дам тебе знать" А.Татарского (группа "Машина времени") и "Голоса" Д.Резчикова и А.Ратновского (певица Настя Полева), а также кукольный балет О.Кузовкова "Синкопирующие часы" (оркестр Владимира Спивакова), пластилиновая "Октябрятская партизанская" Д.Высоцкого и А.Сикорского (группа "Дюна") и ироническая драма в комбинированной технике А.Алексеева "Песня о безответной любви к Родине" И.Вейтшагина и О.Кузовкова (группа "Ноль"). Хотя качество всех перечисленных клипов одинаково достойно и все они в полной мере могли бы украсить наш телеэфир, повезло на телевидении, пожалуй, только клипу хорошо раскрученной и модной ныне группы "Дюна" "Октябрятская партизанская", где смешной рассказ о захвате пионерлагеря врагами ведется от лица постоянно меняющихся пластилиновых героев с лицами дюновцев. Стиль приблатненной детской песенки в сочетании с яркими пластилиновыми превращениями и в самом деле может удовлетворить самые разные вкусы.

Мне, однако, хочется особо выделить клип группы "Ноль", чья трогательная песня "Человек и Кошка" оказалась воплощенной сразу в двух независимых авторских анимационных композициях. Здесь пойдет речь о комбинированном клипе "Песня о безответной любви к Родине" Вейтшагина и Ко, в котором, по-моему, получилась наиболее выигрышная и осмысленная экранизация песни про душевную тоску. Взяв за основу уже хорошо апробированный клипмейкерами прием соединения актера с рисованным персонажем, авторы ленты, однако, не сделали этот эффект самоцелью, а лишь определили с его помощью роли своих героев. Незадачливого сочинителя, который мучает себя, пишущую машинку и домашнего кота своими творческими порывами, убедительно изображает вполне реальный режиссер-аниматор Слава Ушаков, а его Ученый Кот, с тоской глядящий за окно и на хозяина, нарисован коллегами Ушакова. А вот рисованная анимационная реальность символизирует для обоих героев клипа и неспетую песню о Родине, и образ жизни в родной России, где все не в лад, невпопад, не в радость, но и как бы не всерьез...


Наталья Лукиных

опубликовано в журнале "Искусство кино" №7
http://kinoart.ru/en/archive/1998/07/n7-article24
июль 1998