Полный "Ноль"

Вслед за собраниями записей Башлачева и Майка Науменко "Отделение Выход" начинает выпуск коллекции альбомов группы Ноль. Эти записи стали вершиной и, одновременно, знаком падения русской рок-культуры 80-х с ее приматом драйва и текста над аранжировочными нюансами, а непонятного и неопределимого понятия "душа" над такими разумными сущностями, как рубли, километры и килограммы, не говоря уже о долларах. Публичная жизнь Федора Чистякова отныне и навсегда разорвана пополам. В первой половине остались панк на баяне, борьба с нечистой силой, психиатрическая клиника и АО "МММ". Во второй - концерты и альбомы последних лет, на которых он виртуозно исполняет мягкое и прадоксальное сочетание песен из старых альбомов, инструментальных каверов, джаз-роковой классики и песен 40-х годов. В памяти постоянно всплывает образ и судьба основателя великой блюзовой группы Fleetwood Mac Питера Грина (Peter Green). До - худой гений блюза конца 60-х и после - одутловатый, в шапочке на макушке дедуля, выводящий на своем любимом инструменте идеально отточенные старые стандарты и новые хиты, но без намека на рваную искру божью. Во временном промежутке между этими образами - наркотики, безумие, секта и постоянные попытки вернуть музыку. Так похоже, что даже страшно. Но ни для кого не секрет, что "никто не выйдет отсюда живым".

Уже вышел самый популярный альбом группы "Песни о безответной любви к Родине" (1991). Он был издан на виниле большим тиражом и долгое время оставался единственным доступным для всех категорий слушателей. Соответственно песни "Иду, курю", "Человек и кошка", "Песня о настоящем индейце" знают самые разные люди, иногда весьма далекие от этой культуры. Отточенность аранжировок и беспощадность подачи достигли необходимого баланса. Сборник хитов, иллюстрирующий противоречия между аккуратной студийной работой и отчаянным гением Дяди Федора Чистякова, которые перед тем как взорваться на последних записях, качнулись в сторону порядка. Плюсы издания - многочисленные бонусы и пять видеоклипов, среди которых и феноменальный ролик "Иду курю". Отличительной особенностью переиздания "Песни" является аналоговое, оригинальное звучание и цветная обложка.

Вторым переиздан альбом "Сказки" (1989). Этот альбом группы оказался сравнительно неудачным. Правда, нынешние рок-монстры и монстрики отдали бы, наверное, за такую неудачу все свои "вершины". Альбом отразил тогдашнюю проблему группы Ноль. Исполняя на концертах сумасшедший баянный панк-фолк с бешеным драйвом и самоуверенной гаражностью, в то же время в студии они cтаралась играть правильно и аккуратно. Получалось же затянуто и скучновато. Потому-то, наверное, именно этот альбом и был выбран фирмой "Мелодия" для дебюта группы в официальной грамзаписи. Альбом вышел на виниле в урезанном (без двух композиций) виде с измененным порядком остальных песен. Тем не менее, сразу попал в число раритетов, и остается таковым до сих пор, несмотря на издание на CD в полном варианте. Эта программа, перенасыщенная первобытным подростковым эротизмом ("Сказка о колбасе", "Легкая эротика", "Вперед болты") и бесконечной тоской ("Мне не место в этом мире"), была переходом от бесшабашного позитивизма первого альбома "Музыка драчёвых напильников" к матерой злости "Северного буги" и "Полундры".

В настоящем переиздании "Сказки" дополнены тремя вещами ("Журавель", "На 90 Градусов" и "Песня Про Инженеров"), записанными Фёдором Чистяковым в сопровождении группы Дети.

Следующим будет издан альбом "Северное буги" (1990). Всего лишь третий (по времени записи) альбом, но, пожалуй, последняя работа Ноля, про которую можно сказать, что в ней присутствуют активная жизненная позиция и инстинктивная попытка осознания себя в реальности и реальности в себе. В некотором смысле страшная пластинка. Видимо, Чистяков прикоснулся к той, черной стороне жизни, чему-то такому, что не пережили Башлачев и Джим Моррисон (Jim Morrison), Майк Науменко и Джанис Джоплин (Janis Joplin), с чем не справились Юрий Шевчук и Константин Кинчев, Роберт Плант (Robert Plant)и Питер Грин. Далее начались безуспешные поиски компромисса между окружающим панк-миром и арт-мировосприятием.

Альбом будет дополнен двенадцатиминутным интервью, которое Фёдор Чистяков дал Андрею Барановскому сразу после записи пластинки в 1990-м году.

Четвертый альбомом серии - главный. Это сборник неизданного - "Созрела Дурь". Почти никто не знал, что вообще существуют какие-то неизданные песни Ноля. Но песни, собранные здесь под этим ассоциативным и поэтичным названием не лезли ни в какие альбомы. И теперь из них получился очень странный букет. Они, как и все, что делал Ноль, о запутанной и загнанной русской душе, которую носит между дурдомом и райкомом. Цветная, беспощадная фотография кошмарной повседневности, реальности, давно превратившейся в русскую народную галлюцинацию. Отчаянная "Коммунальная квартира", душераздирающая "Нам не место в этом мире", "Кожаный соловей", основанный на народной присказке и действительно народная, рваная и бешеная "Барыня".

Мощность, которую развивал Дядя Федор в это время, его моррисоновская готовность безумно тратить себя во время исполнения песен, феноменальны. Так же воспринимался ранний Шевчук, но Чистяков единственный, чья энергетика только росла от концерта к концерту, от записи к записи. До поры...

Еще один сюрприз - это песни, записанные Сергеем "Силей" Селюниным - лидером группы Выход - в сопровождении Ноля осенью 1992 года. Силя, в сопровождении отлично сыгранного Ноля во главе с баяном Чистякова, выглядит не просто неожиданно, а как-то даже намного серьезней, чем на собственных альбомах. Святое бешенство Чистякова сотоварищи переползает на композиции Выхода и они теряют расслабленность и приобретают упругую злобу. "Год козла", "Созрела дурь" (в саду у дяди Миши), "День большой осы", "Самцы и самки" - на этих композициях лихость и оторванность силиного вокала и "нулевой" инструментальный драйв сходятся в точку, за которой, как казалось, будет еще много чего...

Продолжение должно было состояться на студии у Петра Мамонова. И оно почти состоялось, даже была записана ритм-секция для нескольких песен. Однако, вечером после записи, насупленный Чистяков заявил, что в студию "Кащея Бессмертного" он больше не войдет. Через месяц Федор, в состоянии депрессии и в целях борьбы со вселенским злом пытался зарезать знакомую девушку. По определению суда он был направлен на излечение в психиатрическую клинику. После выхода на волю, Федор резко изменил мировоззрение. Теперь это мирный и спокойный человек, великолепно играющий на своём баяне джаз и блюз, и поющий про "Старый клён" и "Тёмную ночь". Таким, по крайней мере, ему хочется быть.

Вслед за этими четырьмя выйдут в серии и остальные альбомы группы Ноль.

Двойной концертный альбом "Школа жизни" станет четвертным (!), но в продажу поступит по цене двойного. Необходимость этого аттракциона неслыханной щедрости продиктована огромным количеством качественного материала, найденного за прошедшее время. К записи, которая с приемлемым качеством фиксирует материал знаменитого концерта в селе Шушары весной 1987 года и трех выступлений Ноля на фестивалях Ленинградского Рок-клуба, а также более поздних и менее легендарных явлений народу Дяди Федора Чистякова, добавится концерт, сыгранный во Франции в 1991 году. Для гурманов имеется также несколько редких вещей во главе с душераздирающей балладой "Кислотный дождь". Именно концертные записи, вышедшие как магнитоальбом раньше студийных альбомов, принесли группе народную любовь. В студии Чистяков, с его базовой тягой к арт-року и альбомным мышлением, старался все сделать аккуратно и красиво. Но концертные записи просто сбивают с ног, расстреливают слушателя напором и динамикой. Альбом будет содержать в себе и два больших многостраничных буклета концертных фотографий.

"Музыка драчевых напильников" (1986) (Антроп - Выход - Две Бороды) - Фактически первый альбом Ноля, с по-мальчишески задиристым названием, записывался зимой 1985/1986 года в студии главного российского "пирата" Андрея Тропилло. Чувствуя кризис жанра, Тропилло в то время усиленно занимался поисками новых групп. Два питерских школьника - Федор Чистяков и Алексей Николаев, называвшие себя Нулевой группой, позднее сокращенной до идеально лаконичного Ноль, стали одной из его главных находок. Они были обычными парнями, беспричинно, по-щенячьи позитивно настроенными. Эта запись очень далека от понятий "ненависть" и "безнадежность". А вот отчаянного драйва, бесшабашности и удивительной внутренней нежности на ней уже достаточно. Но все еще впереди, а пока звучит старательный арт-рок, интонации напоминают то Кинчева, то Майка, баян пока далеко не главный инструмент. И только иногда, как предсказание будущего, появляются странные нотки русского панка, взрослой безнадежности и неземной тоски. Больше Дядя Федор веселых альбомов не записывал. Новое издание станет в два раза длиннее за счет неизвестных "квартирных" записей -- альбома <>i"Скрэп", записанного ещё Нулевой группой. "Полундpа" - записанный в 1992 году и изданный только через несколько лет -- это в каком-то смысле последний альбом легендаpной питеpской команды. В своем роде вершина. В некотором смысле гениальная работа. Впеpвые у гpуппы получился уравновешенный, полноценный по художественным достоинствам студийный альбом. Злоба на окружающую безнадегу и начинающий активно гнить труп совка уравновешивается выросшим исполнительским мастерством. Особенно выделяются "Русская экологическая" и "Блуждающий биоpобот". Хотя офоpмление буклета отсылает к Кафке и Кастанеде, в песнях Дяди Федоpа скоpее пpисутствуют ангелы и демоны Венедикта Еpофеева. И дело не в обилии неноpмативной лексики, а в запутанной и загнанной русской душе. Вот и носит душу эту между дуpдомом и АО МММ, котоpое, кстати, и выступило в качестве компании, записавшей и выпустившей когда-то первый тираж этого альбома.


Дед Звукарь

опубликовано на сайте ZVUKI.RU
http://www.zvuki.ru/R/P/8759/
23.01.2003