БАРМАЛЕЙ В СВЕТЕ МЕЛАНХОЛИИ.

В ЦДХ состоялся Большой блюзовый джем

Блюз - наверное, самая загадочная музыка. Неизвестно, где, когда и как он возник (ясно лишь, что ему больше ста лет), неизвестно, от чего происходит его имя (принято считать, что термин появился из словосочетания the blue devils - "уныние, меланхолия, хандра", но специалисты на этот счет активно спорят), известно лишь колоссальное влияние, оказанное блюзом на джаз, рок- и поп-музыку. Но это к слову. О блюзе можно говорить бесконечно, восхищаясь его гениальной простотой, склонностью к эксперименту, посмеиваясь над дилетантами, решившими, что видимая простота блюза - залог успеха.

Обо всем этом напомнил состоявшийся не так давно в Центральном Доме художника Большой московский блюзовый джем "Блюз без границ".

Был, как ни странно, аншлаг, были обещанные устроителями звезды нашего блюза в дорогих ботинках и шляпах: группы "Bluesmakers" Михаила Соколова (именуемого поклонниками просто Петровичем) и "Crossroadz" Сергея Воронова, гитарист Гия Дзагнидзе из "Modern Blues Band" и т.д. "Легенды русского блюза" с ученической серьезностью исполняли американскую музыку, оставляя противоречивые ощущения. Например, если бы я это услышал в 1975-м, куда ни шло, но сейчас...

Гораздо более интересными оказались опыты на грани жанров. Находящийся ныне в хорошей форме рок-музыкант Федор Чистяков с душой исполнил вполне драматическую блюз-оперу на стихи Корнея Чуковского про злого Бармалея, а клавишник Сергей Манукян и тенор-саксофонист Олег Киреев ярко продемонстрировали безграничные возможности сочетания блюза с джазом.

Настоящим - и очень радостным - открытием фестиваля стал сербский музыкант Пера Джо, играющий на губной гармошке. Душа рванулась навстречу, как только он взял первые аккорды. По всей видимости, сказывается и культурная открытость бывшей Югославии, и возможность поиграть с ведущими блюзменами мира.

Некоторые музыканты, не ломая комедию, попытались на языке блюза рассказать русские истории. Например, Сергей Селюнин из Питера поведал о том, как подруга лирического героя "несла сумарь, а в сумаре пузырь, а в пузыре бухло", все могло закончиться трагически, поскольку пузырь разбился, но, к счастью, дома был запас. Блюз не всегда печален, потому что блюз - это жизнь.


опубликовано в газете «НГ-Антракт» № 13
http://www.ng.ru/saturday/2003-04-11/14_barmaley.html

Шаповал Сергей
11.04.2003