Ондатр многоликий

Читатели Звуков о Федоре Чистякове знают уже, кажется, почти всё. Им, естественно, не надо объяснять, что Чистяков - это давным-давно совсем не группа Ноль, что музыкант играет совсем другую музыку, а из старого своего творчества исполняет лишь несколько избранных композиций. Им можно не доказывать, что "постнолевский" период Чистякова по качеству исполняемой музыки ничуть не хуже предыдущего, а в чем-то, пожалуй, его и превосходит. Можно не расписывать, что Федор экспериментирует с самым разным материалом - то переигрывает на своем баяне прелюдии Баха, то выпускает целый альбом джазово-блюзовых вариаций на всем известные темы вроде "Ламбады". Да и убеждать в свежести и остроумии последнего, совсем недавнего альбома Чистякова "Ондатр"незачем - его достаточно послушать.

В преддверии очередного, не совсем обычного концерта Федора Чистякова в Москве можно поговорить ещё об одном - о том, что, собственно, происходит во время живых выступлений проектов музыканта. Сейчас Федор играет вместе с группой Дети - тоже, между прочим, коллектив известный и славный. Помимо самого Чистякова на сцене присутствуют ударник, басист и клавишник. Сам лидер, хедлайнер, певец и композитор - в общем, тот, ради кого и приходят зрители, играет на акустической гитаре и, разумеется, на баяне. И, казалось бы, чему бы там особенно происходить - музыка-то по большей части позитивная, никуда не спешащая и к агрессивным безумствам не склонная. Однако Чистяков потому и остается одним из самых по-настоящему живых отечественных музыкантов, что умеет извлечь подлинный драйв даже из "Бармалея" Чуковского.

На сцене вполне спонтанно происходит настоящее театрализованное действо, причем Чистяков выступает и в качестве режиссера, и во всех ролях. Подыгрывая на гитаре, проникновенно исполняет знакомый всем с детства "Самый красивый цветок", страдает по семье от лица тигра Иванова, превращает текст газетной статьи о зимней спячке с почти эпическое и очень энергичное музыкальное произведение ("Медведь"). Дальше - больше: внезапные замысловатые импровизации на баяне, к которым добавляется то проигрыш на клавишных, то остроумное соло на ударных. Пространство используется на 100% - перебегая от одного конца сцены к другому, присаживаясь на её край, становясь на колени, прыгая, останавливаясь в позе настоящего шансонье, Чистяков в лицах исполняет драматичную историю про Африку и Бармалея, рассказывает о том, как мальчик Лева ловит рыбу подо льдом, поет собственные музыкальные интерпретации произведений английского поэта Уолтера де ла Мэра. Энергия и позитив не заканчиваются, а в зале одинаково радуются и старинные поклонники Чистякова, тайком пронесшие в своих сумках коньяк, и маленькие дети, для которых "Бармалей" - одна из первых прочитанных книг.

Выступления Чистякова в Москве хороши ещё и тем, что на них обычно приходят музыканты, участвовавшие в прошлых проектах музыканта - например, в закрытом прошлым летом Bayan, harp & blues. Они тоже могут подняться на сцену и выдать сумасшедший джем минут эдак на 15. А тот концерт, который состоится 13 февраля в ЦДХ, интересен ещё и потому, что все происходящее будет сниматься на DVD для последующего издания. Что, конечно, очень правильно - Чистяков заслуживает того, чтобы быть не только записанным, но и снятым. Так что зрителям гарантируются и радость от музыки и зрелища, и какие-нибудь сюрпризы (куда же без них), и запечатление действа, эмоций и лиц на оптическом носителе.


Александр Горбачев

опубликовано на сайте www.zvuki.ru
http://www.zvuki.ru/R/P/11057/

10.02.2004