ФЕДОР ЧИСТЯКОВ: «Мы были как будто вне конкурса»

Легендарная песня «Человек и кошка» для молодого поколения, в первую очередь, часть саундтрека отечественного блокбастера «Стиляги». Но многие помнят Федора Чистякова и группу «Ноль», которые создали немало других хитов: «Иду, курю», «Песня о настоящем индейце». Старые хиты «Ноля» почти два десятка лет не исполнялись автором на публике, а последние 7 лет Чистяков вообще музыкой не занимался. Но он снова заиграл, и Самара стала одним из немногих городов, где выступил новый проект Федора «Чистяков бэнд».

- Последний раз вы были в Самаре 7 лет назад. И практически все это время занимались не музыкой, а видеомонтажом. Каковы ваши достижения в этой области?

- Трудно говорить о каких-то моих достижениях, которые были бы сравнимы с моими достижениями в области музыки. Но кое-что я научился делать. Сделал несколько фильмов. Например, видео концерта, посвященного 40-летию выхода «Белого альбома» The Beatles. Это был такой сборный концерт, где были задействованы Михаил Боярский, Tequilajazzz, оркестр Военно-медицинской академии. И все играли The Beatles. И еще там был приглашенный гость Тони Шеридан, у которого в 1961 году «Битлз» играли в качестве аккомпанирующего состава. Шеридану подыгрывали музыканты группы «Кафе», с которыми как раз я сейчас выступаю. Мы и познакомились с ними на том концерте.

- Почему ваш выбор остановился именно на этих музыкантах?

- Мне понравилось, как они выступали с Шериданом. Они играли практически без репетиций. И при этом очень динамично и тактично подхватывали все на лету. А мне как раз всегда очень нравилось, когда музыканты такую гибкость на сцене проявляют. Когда делают не только то, что запланировано.

- Если вернуться совсем далеко в прошлое… Почему вы начали играть именно на баяне, хотя в 1980-е рок-музыканты обычно хотели быть гитаристами или барабанщиками?

- Я тоже хотел быть гитаристом. Собственно говоря, на гитаре я учился играть. И играл какое-то время. На заре моего развития группа «Ноль», которая тогда еще даже так не называлась, попала в студию к Андрею Тропилло. Мы там записывали альбом, и я играл на гитаре. Но была одна песня, которую я сочинил на баяне – «Инвалид нулевой группы». И когда я показал Тропилло эту песню, он сказал, что желательно про гитару вообще забыть, а играть на баяне, потому что это очень здорово. Мне тогда казалось, что баян - неподходящий инструмент, и я не размышлял о том, что я стану его использовать. А потом созрела концепция, баян сделать не украшением, а основным инструментом. То есть убрать вообще гитару, как это в начале и было. Так это все и получилось. Потом уже целенаправленно песни писались только «под баян».

- Можно сказать, что именно благодаря вам баян и прижился в нашей независимой музыке.

- Я думаю, что его все равно так или иначе стали бы использовать. Потому что это национальный инструмент. Просто в той степени, в которой я его задействовал, мало кто это сделал.

- Вы изо всего Ленинградского рок-клуба 1980-х стали рок-звездой чуть ли не в 16 лет. Остальные были постарше...

- Ну, не в 16 лет, конечно. Мне 20 лет было, когда мы выступали на 5-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Это было очень важное событие в то время. Туда съезжалась вся рок-общественность.

Даже из очень отдаленных краев Советского Союза. Был успешный концерт. И после него группа стала известной очень быстро. Тогда была другая система. Очень быстро распространились магнитофонные записи «с уха на ухо». Но это работало, в каком-то смысле, еще быстрее, чем сейчас. Те, кто был «в теме», кому это было надо узнать, сразу обо всем узнавали.

Дело было в том, что мы шли как будто вне конкурса. Эта идея игры на баяне и продвижение ее открывало какой-то отдельный выделенный канал. Не было нужды пытаться стать как «Аквариум» или «Кино».

- Не будет преувеличением, если я скажу, что многие ваши песни стали народными. Как вы относитесь к тому, что их исполняют другие люди?

- Хорошо. Если человек написал что-то удачное, то это уже не является его собственностью в полном смысле. Любой другой человек может взять гитару и петь это в переходе, на улице, у себя дома. И делать это так, как ему кажется правильным. И с этим ничего невозможно поделать.


Андрей КОЧЕТКОВ

опубликовано на сайте TelenetTV.ru (телегазета для абонентов кабельных сетей г.Самары № 3(42))

март 2010