«ЧистякоFF Band»: «Updated2012». Время–вперед!

Работа над прослушиванием альбома «Updated2012» Федора Чистякова и бэнда, вышедшего 15 сентября этого года, была более чем любопытной. Водрузив «уши» на уши, а очки - на нос, принялась изучать алмазы, которые, наконец, приобрели достойную своему статусу огранку. Именно такая ассоциация с драгкамнями возникла первой. (а первая ассоциация – это избежавшая контроля разума, и родившаяся под влиянием душевного восприятия, то есть девственно чистая и оттого как бы претендующая на объективность). Композиции из альбома «Updated2012» можно смело сравнить с бриллиантами, над которыми изрядно потрудился мастер и, сточив все лишнее до математически точно преломленных граней, позволил самородку раскрыть всю красоту и насыщенность цвета.

Как известно, алмазы – они не только цвета слезы бывают. «Каждый цветной бриллиант - совершенно уникальное произведение природы. Существуют редкие цвета алмазов: розовый, синий, зеленый и даже красный» – читаем в справочнике. А никто и не говорит, что альбом «Updated2012» - сплошь единообразен по тематике, стилю и технике исполнения. Хотя бы начнем с того, что весь альбом - это переосмысленные, так или иначе, песни разных (очень разных) лет. Но различная датировка первого выхода в свет – это еще не аргумент. Разница таится в более существенном - в звучании. Как самокритично обрубил маэстро, определив качество прежних композиции, что подверглись перезаписи, как больше присущее демо-версиям, чем итоговому продукту «всей творческой» - так с этим вряд ли можно поспорить. Причем слово «качество» здесь надо рассматривать не только относительно качества записи звука, но и аранжировки тоже – это уже от меня добавление.

Приступим же, наконец, к разбору полетов и посмотрим, какие алмазы добыла из сверхглубинного кимберлита творческая бригада «ЧистякОFF band».

«Время летит вперед»

Или кавер-версия песни Майка Науменко "Молодёжная философская". Может показаться, что «Это время» из «Дежавю» и композиция нынешняя на протяжении первой трети звучания почти не различаются. Действительно, ведущая тема инструмента и голоса в обновленной версии звучит качественнее только благодаря техническому моменту, искусство здесь ни при чем. Но вот во второй половине песни, которая, если так можно выразиться, представляет собой инструментальную «разработку», мы начинаем улавливать смысл. Ровно на середине «Это время» музыкальные партии рушатся на уровень звучания плинтуса из Guitar pro, а тема из сюиты Свиридова в исполнении Федора Чистякова по сравнению с теперешней его наработкой воспринимается никак не выше уровне развязного баяна Растеряевского «Комбайнера», простите уж за кощунственное сравнение. Ситуацию в том случае спасает только губная гармошка. А нынешнюю хорово-инструментальную «разработку» Updatного «Время летит вперед» можно смело брать на вооружение болельщикам FC «Liverpool» как достойную замену меланхолического «YNWA», тем более, что на этом моменте песни Чистякова мелодика немного схожая, а слова вполне подходящие даже для изысканных аглицких фэнов: «Время не ждет, нам нужно двигаться вперед».

«Кошка и Человек»

Случай вообще замечательный. Так сказать - патологический талант Чистякова налицо. Представьте себе, если нечто подобное сделали бы с такими глыбами, как «Я хочу быть с тобой» или «Город золотой» или «Опиум для никого». То есть взяли за шкирку и так тряхнули темой, при этом не покоробив эдаким «ерническим кавером» память песен, вошедших в уже память народную, а напротив – создать самостоятельную песенную единицу, прелестную во всех отношениях. Вот с вышеозначенными песнями такое не представить. Хотя для исполнителей этих хитов, думаю, в свое время эти самые хиты надоели не меньше, чем его хит – Чистякову. Так или иначе, но история с композицией «Кошка и Человек» из альбома «Updated2012» именно такая. Такая, что имеет с песней «Человек и Кошка» группы «Ноль» ровно столько же общего, сколько один брат имеет общего с другим, когда папа тот же, а музы-родительницы – разные.

«Старый клен» и «Кто-то любит»

Вот мы и добрались до первого в альбоме «Updated2012» разноцветного самородка. Не замечать связи двух треков друг с другом также глупо, как и подмечать эту связь. Скорее всего, рефлексия музыканта над произведением Пахмутовой и Матусовского настолько долго и обильно плодоносила, что всему образовавшемуся материалу просто не нашлось места в рамках одной песни, поэтому было благоразумно решено разместить все получившееся на двух дорожках. Ну как не вспомнить о «Shine on you crazy diamond» великих экспериментаторов. Тоже, между прочим, в свое время на части делили музыкальное полотно. И вполне себе не без успеха.

«Полет на луну»

Теперь под влиянием двух вышеозначенных композиций, со свойственному как человеку недалекому, стремлением навешивать ярлыки, обозначила бы эту инструментальную зарисовку именно в ряду песен данного альбома как логический венец триптиха на тему Пахмутовой-Матусовского. Но делать этого не буду, так как интуиция подсказывает, что я скорее всего ошибаюсь. А интуиция вполне счастливо иной раз заменяет отсутствующий ум. Но если все-таки попытаться охватить эту вещицу со множеством нот, то на версии альбома «Updated2012» партия каждого инструмента стала звучать рельефнее и оттого живописнее. Так что даже «качает».

«Цвет моей мечты»

В первую очередь тем интересна, что поет ее Алексей Смирнов, лидер группы «Кафе», музыканты которой, собственно, сейчас и составляют «band» Чистякова. Не совсем присущая Федору-композитору мелодика песни и вокал Смирнова создают впечатление инородности композиции в альбоме. Уверена, что так специально задумывалось музыкантами, только вот истинной цели этого хода конем пока никак не уразумею. Ну что же, будет над чем рефлексировать долгими вечерами. Тем более, что лиричность произведения к этому более чем располагает. Да, и великолепное, гармоничное сочетание гитары и ажурного соло баяна нельзя не отметить без удовольствия.

«Улица Ленина. 20 лет спустя»

Похоже, особых изменений этот второй по величине алмаз после «Кошки и Человека» не претерпел и перекочевал в «Updated2012» в том виде, в котором был представлен публике на «Дежавю». Действительно, если без конца гранить уже обработанный камень, от него в итоге может ничего и не остаться.

«Когда проснется Бах»

Одно из самых трепетно пестуемых произведений Федора Чистякова, которое, честно говоря, не хочется препарировать как лягушку и в деталях рассматривать песню образца 97 года и годов «Дежавю» и «Updated2012». Все три варианта, на мой взгляд, вполне достойно представляют своего создателя вне зависимости от качества записи или тех или иных различий в аранжировке. Так что предлагаю слушателю самому избрать наилучшую версию «Когда проснется Бах» и наслаждаться одной или всеми тремя.

«Время вперед»

Хе-хе. Призрак темы Свиридова-Чистякова отныне вечно будет меня преследовать. Техно-хард-версия - еще одна грань уже и без того многогранного многогранника. К сожалению, способность вменяемо срефлексировать на этот еще более любопытный в плане аранжировки, и превосходящий по количеству задействованных инструментов и примочек инструментал, похоже, вот так сходу не получится. Попробуйте посчитать, сколько всего и чего именно нагородил в этой композиции Федор Валентинович с сотоварищами. Можно будет даже устроить лотерею – кто назовет верную цифру всех составляющих этого паруса музыкального корабля современности, получит что-нибудь ценное и применимое в быту. «Пусть жизнь будет интересней».

«Ондатр»

Одна из самых любимых композиций группы. Помню, в свое время (прослушивания впервые) запомнилась с первого раза. Юмористичность текста на «Updated2012» еще больше подчеркнута различными вокально-хоровыми, инструментально-шумовыми и звукоподражательными эффектами, применить которые во множестве и разнообразии, при достижениях в области звукозаписи, было за милую душу. Да и в тематическом плане, завершить пластинку позитивным настроем было тоже правильным решением.

Таким образом, если подытожить все вышеизложенное - Федор Чистяков обещание выполнил. Качество звука – такое, на которое следует равняться и приятно отличается от большинства того, что Made in Russia. Касательно подачи альбома – фрагменты диалогов музыкантов, включенные в треки, оживляют атмосферу, подсказывая слушателю, с каким настроением, собственно, и писались материалы. Что, думаю, можно отнести скорее к плюсам. К минусам - визуальная составляющая альбома, на мой взгляд, могла быть более продуманной. А так - минимализм какой-то получился. Хотя, конечно, важнее - внутреннее содержание. А оно, как можно догадаться, порадовало. И теперь отчетливо следует казать музыкантам: программа-минимум выполнена добросовестно, итог подведен, а это значит - «Время не ждет, нам нужно двигаться вперед». А нам, слушателям, это действительно нужно от группы «Чистякоff band».


Глаша Померанец

Опубликовано на сайте "VESTYA.RU"
http://vestya.ru/rock-kultura/rock-recenzii/chistyakov-band-update-2012-vremya-vpered
18.09.2011