Выход за флажки

«За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей»

(В.Высоцкий, «Охота на волков»)

Я прослушал новый альбом Федора Чистякова "Updates 2012" несколько раз, попытался систематизировать услышанное и понять задумки авторов. Вот что у меня получилось.

Альбом содержит:
- Вступление (кавер-версия песни Майка Науменко «Молодежная философская»)
- 2 поп-хита («Старый клен/Кто-то любит», «Цвет моей мечты»)
- 2 ироничных римейка («Кошка и человек», «Улица Ленина, 20 лет спустя»)
- 2 инструментала («Полет на Луну», «Время вперед»)
- 2 не поддающиеся стилистической идентификации песни («Когда проснется Бах» и «Ондатр»).

С технической точки зрения записано качественно и интересно, но есть небольшие вопросы к переходам между треками. Возможно, при выпуске релиза на CD данные шероховатости будут сглажены.

Теперь подробнее:

1. «Время летит вперед» - ироничная (в оригинале) песня Майка с альбома “LV”, стала несколько прямолинейным рок-боевиком. Хороша в качестве вступления, типа эпиграфа к последующему произведению: «Время летит вперед, и мы летим вместе с ним, время не ждет, нам нужно двигаться вперед»... Поехали!
Я бы поставил четверку.

2. «Кошка и человек» - зацепила и поразила.
Во-первых, это голос того самого «дяди Федора», со всеми его обертонами и надрывом. Специально переслушал старые альбомы «Ноля», оказывается, ничего не забыто и ничего не потеряно. То, что иногда прорывалось на концертах, а на сольных студийных альбомах тщательно убиралось, в этой песне присутствует в полной мере, и это просто роскошно!
Во-вторых, так тонко и точно простебаться над собственных суперхитом, у меня просто глаза раскрылись. Многое стало понятно. Недавно перечитывал книгу Антона Чернина «Другая история» и там Алексей Романов рассказывает о работе над первым альбомом группы «Воскресенье», и в частности, о песне «Кто виноват». Смысл в том, что он с иронией говорит, что из «Кто виноват» получается суперхит, который будет преследовать его всю жизнь.
Та же история с «Человеком и кошкой». Записанная другим человеком, в другое время, песня стала всенародно любимым шлягером и, в принципе, живет своей отдельной жизнью. Нынешний Чистяков ну никак не хочет быть постаревшей версией «дяди Федора», но поклонники требуют, и как им отказать. Вот Федор и поет, специально для нас: «Вместо белой кареты, дайте белых коней, а о стенах, трубах и венах, много ли радости петь?» Чего вам еще надо, господа-товарищи?.. "Диппепловский» проигрыш тоже в тему, заводит с полуоборота.
Отличная работа, твердая пятерка!

3. «Старый клен» - настоящий поп-хит, без всяких оговорок. Хоть сейчас включай песню в повсеместную круглосуточную ротацию, от «Нашего радио» до «Динамит FM”. Это не рок, не блюз, и, в общем-то, даже не «Чистяков Бэнд». Так что, «олдовые» рокеры и прочие любители «говнорока», можете брюзжать. Это качественно записанная и исполненная поп-музыка, и это прекрасно, потому что Федор наконец-то «вышел за флажки». Пятерка с плюсом, в совокупности (за драйв, качество исполнения, широту мышления и своевременную концовку)

4. «Кто-то любит» - я бы ее вообще убрал из альбома. Отдельно она не воспринимается, а прослушивая альбом последовательно, непозволительно удлиняет предыдущую песню. Исполнена хороша (впрочем, как и весь альбом), но лишняя. Троечка.

5. «Полет на луну» - хорошо, в принципе, хотя я не очень люблю инструментальные вещи. Радует вторая часть композиции, которая напоминает джемы проекта “Bayan, Harp & Blues”. Так и ждешь, когда же Кожекин со своей гармошкой вступит. Четверка.

6. «Цвет моей мечты» - второй поп-хит в альбоме. Написана в свое время для фильма «Синдром Феникса», но в сам фильм не вошла. Мне песня очень сильно (по стилистике и манере исполнения) напоминает «Город, которого нет» Игоря Корнелюка. Идеально подходит в качестве финальной песни для лирического фильма. И, кстати, как красиво спето! «Чистяков Бэнд» мог бы почаще использовать в качестве вокалиста Алексея Смирнова. Чего он у вас с гитарой прохлаждается, с такими то данными. Недоработочка. За песню, разумеется, пятерка.

7. «Улица Ленина. 20 лет спустя» - римейк классического хита «Ноля». Текст, музыка, аранжировка – все на высоте, меня немного смущает вокал Федора. Если в «Старом клене» он выбрал верную тактику, петь низким голосом, то здесь он залезает, как мне кажется, в ненужные высоты, и песня от этого немного отдает «кабаком». По моему мнению, лучшее исполнение было в первом демо-варианте, где проигрыш взят прямо с концерта в клубе «Б1 Максимум», а припев хором исполняет зрительный зал. Послушайте сами и сравните. Отдельное «спасибо» за «Libertango». В совокупности оцениваю на четыре с плюсом.

8. «Когда проснется Бах» - светлая песня. Послушал - как будто умылся чистой водой. Я бы в альбом вместе с ней также бы включил «Чудесный день», они как две половинки одного целого. Пятерка.

9. «Время, вперед» - инструментал, по идее должен закрывать альбом (раз его открывает песня со схожим названием). Хорошая аранжировка. Меня не зацепило. Но пусть будет четверка.

10. «Ондатр» - это, опять же, в силу видимой мной концепции, «выход на бис». Типа мы концерт отыграли, но раз вы хлопаете и просите песен в продолжение, то «их есть немного у меня». А если серьезно, то одна из сильнейших вещей в альбоме, мало того, что отлично аранжирована и исполнена, так еще и пропитана самоиронией от начала до конца. Начинается с «Ну давай что-нибудь умное поиграем», а заканчивается «Я вот лично никогда не видел группу, которая бы играла эту песню».
Ха-ха!
Чудесно, на пять с плюсом.

И в заключение.

Для любой сложившейся творческой личности большая проблема – не движение вперед, а движение в сторону. Страшно сворачивать с проторенного пути, можно сразу все дивиденты потерять. Проще «еще вот тут можно чуть-чуть улучшить», или, как говорил Константин Никольский (не дословно), «…пусть новые песни тот пишет, у кого старые плохи»...
Я надеюсь, что у наших героев другая судьба. Теперь, когда идеальный «зе бест» записан, все якоря отвязаны, и все паруса подняты - корабль «Чистяков бэнд» тронется в новый путь.

20.09.2011

Евгений Никищенко
(www.nolhistory.ru)