Айболит – Царь Справедливости (фрагмент статьи)

...Образ Доктора Айболита глубоко засел в народном подсознании. Интерес подогрел синема Ролана Быкова «Айболит-66» с Олегом Ефремовым в главной роли. Одновременно кстати в 1967 году в Британии вышел музыкальный фильм «Doctor Dolittle» с Рексом Харрисоном. Хотя два доктора (наш и их) зажили разной жизнью в разных месторазвитиях в общественное сознание они по-прежнему внедряются синхронно.
Венцом народного творческого осмысления наследия доктора Айболита прозвучала песня Фёдора Чистякова из группы «Ноль». Как и в апокрифе о Цемахе Шабаде, героями повествования о Докторе вновь оказались Человек и Кошка. Они плачут у окошка. Надо понимать, что от русской тоски, неустроенности, боли и отсутствия света в голове и сердце.
Но к ним уже мчится Тот-Оттуда:

Доктор едет-едет сквозь снежные равнины,
Порошок целебный людям он везёт.
Человек и Кошка порошок тот примут,
И печаль отступит, и тоска пройдёт.

Песня прогремела народным хитом 90-х. Люди сами делали к ней на только появившихся компьютерных студиях клипы. Лично я видел пять штук – красочных и разных. Но говорят, что клипов больше. Что указывает на попадание «дядей Фёдором» Чистяковым в «пространство нуминозности». Историки религий и психологи называют так вторжение в сознание человека Иного, Божественного, сопоставимого с религиозным опытом, с мистическим озарением. Не случайно, что сам Чистяков, только спев про Доктора, загремел в Кресты за попытку убийства сожительницы. Выйдя на свободу, он отправился в Церковь Свидетелей Иеговы. Ведь реакцией на проявление «нуминозного»- «священного» оказывается эмоциональное сочетание страха, трепета, ужаса с восхищением, безумием и восторгом.

Доктор не спасёт!

Доктор едет-едет и в одном из самых русских произведений Владимира Сорокина. В этно-футуристической повести «Метель» уездный доктор Платон Гарин в пихоре, малахае и при медицинском саквояже путешествует по грядущей России, наполненной генно-модифицированными мифическими субъектами. Сорокин легко и талантливо восстанавливает волшебное пространство зимней сказки. На маленьких лошадках размером с белку Доктор скачет лечить оборотней от «чернухи».
Через беспробудную метель, мельницы карликов, юрты наркоторговцев пробирается Гарин на встречу болезни. Ясное дело – чтобы спасти всех родных и несчастных мертвецов-зомби, по глупости встающих из могилы. Путешествие заканчивается залетанием саней в ноздрю пьяного и замёрзшего великана. Кучер гибнет, узрев во сне огненную трёх-саженную бабочку. А Доктора подбирают китайцы. У него отморожены ноги. Лечить и спасать Айболит больше не сможет.

Как запел, вернувшийся с нар, сектант Дядя Фёдор:

Не поможет порошок, Доктор не спасёт!

Сорокин постмодернист и структуралист, он оперирует «телом мифа», сознательно меняя его комбинации и группировочные смыслы. О том, как это в принципе технологически делать нам поведал в «Морфологии волшебной сказки» великий её знаток Владимир Пропп.
Но Сорокин и Чистяков – это и зеркала современного состояния русской души.
Они сигнализируют, что у Доктора, как и у сказочного Зайки, попавшего под трамвай» ног-то больше нет! Он не может отныне перейти из одной страны в другую. Из Царства Там в Царство Сям. Из-под Дерева в Лимпопо. Из Беловодья на Русь.
Из тайного центра мира в дома к «дорогим россиянам». Которые иногда, как дети, а иногда, как звери.
Существует линия разрыва, она всё ширится и никакой Доктор не может сшить рубец хирургическими шёлковыми нитками...


Павел Зарифуллин

опубликовано на сайте "Центр Льва Гумилева"
http://www.gumilev-center.ru/ajjbolit-car-spravedlivosti/

05.07.2013