Федор Чистяков: «Редкий фильм обходится без безнравственных сцен и нецензурной лексики»

Легендарный Федор Чистяков отметит 25-летие своей знаменитой песни «Человек и кошка»
Концерты, приуроченные к этой дате, состоятся 24.февраля в Москве в клубе RED и 25 февраля в Питере в клубе «Аврора». В преддверии этих событий Федор Валентинович дал интервью нашему порталу.

KM.RU: В постнолевский период вы нередко не могли найти контакта с залом, даже уходили, бывало, раньше времени со сцены. Сейчас чувствуется полное единение с публикой. Как вы к этому пришли?

Федор Чистяков: На самом деле, это очень обширный вопрос, я попытался ответить на него в документальном фильме «Выше Ноля»

KM.RU: Я смотрел, но там это освещено достаточно пунктирно.

- Нет, освещено это там хорошо, просто вы не разглядели.

KM.RU: Нынешнему вашему высвобождению энергии на концертах помогло завершение этого жизненного периода или что-то еще?

- Изменились времена. Я обращаю внимание на этот фильм, потому что там излагается определенная история того, какие действия происходили, какие шаги предпринимались, что при этом происходило и какие результаты это дало. Там достаточно наглядно видно, как потихоньку происходило мое возвращение к пониманию сцены вообще.

KM.RU: Ну а публика, на ваш взгляд, поменялась на концертах? С этой точки зрения какие-то позитивные подвижки есть?

- Понимаете, дело все в том, что в те годы в основном выступления происходили на маленьких площадках, в небольших клубах. До тех пор, пока я не начал петь старые песни «Ноля», по большому счету, выхода на крупные площадки у меня и не было. А поэтому сравнивать публику невозможно.

KM.RU: А не было ли у вас поначалу дискомфорта в момент возвращения на большие площадки? Помнится, когда вы вернулись после большого перерыва в 2009-м и выступали в клубе «Б1», у вас даже конферанс был прописан в сет-листе. А сейчас, судя по всему, вы более комфортно себя чувствуете.

- На самом деле в «Б-1» мне очень понравилось. Это была очень большая разница по сравнению с залами, в которых я играл до сих пор. Ну, это профессионализм приходит постепенно, приходит с опытом. Конечно, поначалу я писал конферанс, боялся что забуду или перепутаю что-нибудь, но после того как я практиковал это несколько лет необходимость в этом отпала и пришла бОльшая уверенность.

KM.RU: Поговорим об альбоме «НОЛЬ+30». Приятно удивили изменившиеся аранжировки. В частности, появилось много музыкальных вставок из западных хитов. Это дань тому времени, музыкальным вкусам ваших поклонников, некий эмоциональный фон, просветительство или даже озорство?

- Наверное, ни то, ни другое и не третье. Поскольку я и музыканты, с которыми я играю, мы все плоды рок-культуры - музыки которую слушали в юности, здесь скорее речь идет о накопленном багаже и музыкальном языке, которым мы выражаем свои мысли. Через, например, какие-то цитаты — иногда прямые, иногда завуалированными. Даже не то, чтобы специально их пытались скрыть, а просто они такие «подкожные». Когда у нас появляется определенная песня, материал, над которым мы работаем, иногда даже определенный сыгранный звук навевает ассоциации с тем, что мы уже однажды где-то слышали. И мы начинаем раскручивать: как здорово, что это звучит именно так, потому что это напоминает то-то, вызывает такое чувство и т. п. В одном произведении может быть одновременно заложено очень много ассоциаций.

KM.RU: Впечатлило помпезное многоголосие в «Северном буги». Как вообще возникла идея задействовать в этой песне почти академические хоры, и трудно ли было ее реализовывать?

- Да нет, в общем-то не так трудно. Алексей Смирнов, с которым мы вместе играем, кроме того, что гитарист, он еще и прекрасный вокалист и специалист по музыке Beatles, по кантри, и по хоровому пению — да и по чему угодно! Как раз он и привел в группу бэк-вокалисток. К сожалению, мы не можем выступать всегда в таком расширенном составе. Максимум, Москва и Питер, а дальше это дороговато получается даже по переезду. Но Анна и Мария очень опытные музыканты с серьезным образованием. Они мастера своего дела, даже преподают вокал, поэтому каких-то проблем в том, чтобы что-то реализовать вокальное, у нас, по большому счету, не было. А желание делать что-то подобное у меня было всегда. Я всегда ратовал за то, чтобы расширять возможности по аранжировкам, и побольше всяких «фишек». Это очень интересно.

KM.RU: С музыкальной точки зрения, в альбоме получилась кольцевая композиция: альбом начинается с хорового пения — и им же заканчивается в «Цикории». Так задумывалось специально?

- Скажем так, кольцо действительно получилось случайно, идея спеть «Цикорий» а капелла тоже пришла случайно. Однажды мы сидели в гримерке в клубе «Космонавт» 13 мая перед презентацией альбома «Без дураков» и немножко пели, чтобы повторить партитуры. Как раз надо было исполнить «Цикорий», но неожиданно даже для себя я вдруг начал петь его каноном. Получилось очень смешно, все веселились, и я понял, что это обязательно надо записать.

KM.RU: При этом «Цикорий» на альбоме звучит в ремиксе клавишника «Алисы» Дмитрия Парфенова. Каким образом возник этот тандем?

- Хотя мы Дмитрием пересекались, когда еще он играл в стародавние времена в группе «АУ», нельзя сказать, что мы с ним были основательно знакомы. Это сотрудничество предложил директор нашего проекта Юрий Чернышевский. Он и организовал этот тандем.

KM.RU: Результатом вы довольны?

- Все было прекрасно. Дмитрий работает очень быстро и оперативно. Вообще альбомы «Без дураков» и «НОЛЬ+30» записывались очень легко и естественно — притом, что работа была очень объемной и по-своему нелегкой. В то же время, каких-то проблем, от которых бы гудела голова, не было. Все двигалось хорошо, записывали очень быстро, с шутками-прибаутками.

KM.RU: Как вы вообще относитесь к группе «Алиса» и общаетесь ли с Константином Кинчевым, который даже упомянул вас в «перечне достойных имен» в песне «Рок-н-ролл» 10 лет назад?

- Вообще я русским роком интересуюсь мало. К группе Алиса я отношусь с уважением, но не могу сказать что это МОЯ музыка. Мы с Константином шапочно знакомы, но близко, пока что не общались.

KM.RU: Но при этом вы перепели «Песню эмигранта» группы «Пикник». Почему решили дописать в ней текст?

- Здесь опять-таки «родственные» связи. Директор моего проекта Юрий одновременно является и издателем дисков «Пикника». Он работал над их сборником «35» и предложил мне: «Давай ты тут что-нибудь сделаешь». Я поискал-поискал — и нашел для себя песенку. Начет дописанного текста — это была импровизация. Просто сама песня очень короткая, и там мало слов в оригинале. Поскольку когда мы взялись ее переписывать, то захотелось что-то еще добавить. В итоге я туда самовольно вставил небольшой импровизационный кусок, что не вызвало протеста со стороны автора (смеется).

KM.RU: А как вам песня группы «Дореволюционный советчик» «Сударь с котофеем» - вариация на вашу «Человек и кошка»?

- На самом деле, я сразу же запостил это у себя на всех страницах и написал, что вот это хороший кавер! Мне нравится, когда люди подходят к исполнению чужого материала действительно творчески. Видно, что человек создал своего рода шарж на песню «Человек и кошка». Кто-то даже из моих ортодоксальных фанов (есть такие серьезные люди, которые считают, что любое изменение авторского текста — это такое кощунство, которое вообще недопустимо ни при каких обстоятельствах) воспринял «Сударя с котофеем» резко негативно. Но я так не считаю. В общем-то, это действительно хороший кавер. Я слушал и смеялся — очень там забавные обороты речи. И спето довольно интересно — опять-таки, без стремления подражать группе «Ноль». По сути дела, это не кавер-версия даже, а другая песня, написанная по мотивам предыдущей. Новые приключения «Человека и кошки».

KM.RU: А вам вообще близка эстетика Серебряного века, в которой выдержана эта песня?

- Не знаю, я не могу сказать, что мне это близко, но вот этот кавер мне понравился.

KM.RU: Очень удачным у вас получился альбом 2013 года «Правило игры». Но вы с него играете не так много песен. Вам самому не нравится или публика не адекватно реагирует? И будет ли концертный блок песен из этого диска расширяться?

- На самом деле, в нашем активном репертуаре находится как минимум четыре песни оттуда, а там всего их девять. Сейчас у нас юбилейная история, такой год, когда этот альбом немножко ушел в прошлое. Например, на концертах «Ноль + 30» положено было играть только «Ноль» просто в силу большой значимости самого мероприятия. В то же самое время, когда были московские концерты-презентации альбома «Без дураков», мы играли там песню «День рождения умершего», которую тоже, кстати, спели хором.

KM.RU: Альбом «Без дураков» - достаточно забавная работа. Но на фоне пышного «Правила игры» он мне показался по музыке несколько минималистичным, там нет арт-роковой стихии. Почему так произошло?

- Вообще-то я бы, конечно, не сказал, что он прямо такой минималистичный, потому что в нем много чего есть. Но в действительности мы в этом альбоме старались придерживаться формата — например, чтобы песни были не очень длинными и чтобы они были максимально по существу. В общем-то, это такой поп-альбом, не арт-рок. Хотя я говорю «поп» условно. Чем сложнее форма, тем меньше у альбома будет слушателей. Увы, но, альбом даже элементарно не будет попадать на радиостанции. На самом деле, была эпоха арт-рока, период, когда появились группы Yes и Genesis. Я очень люблю творчество этих команд, мне всё это очень нравится, очень интересно. Но период расцвета этого направления длился максимум десятилетие или еще меньше. Потом наступил определенный кризис жанра, который привел к тому, что эти же группы стали играть более «попсовую» музыку. Я не скажу, что это однозначно плохо на них сказалось, просто поменялся формат и подход. В арт-роковых композициях, с одной стороны, широта и свобода творческой мысли художника, он играет и делает, что хочет. С другой стороны, далеко не всем интересен такой поток сознания. Поп-песни, в хорошем смысле, предполагают бОльшую выверенность, продуманность и лаконичность, что способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Опять-таки, не скажу, что это обязательно плохо. Мой любимый альбом Джорджа Харрисона «Cloud Nine», по большому счету, тоже поп-музыка. Но это прекрасный альбом.

KM.RU: Лично меня обескуражило отсутствие а альбоме «Без дураков» песен о вере и Боге. Если в «Правиле игры» были на эту тему «Мориа» и «Искусство», то в «Без дураков» лишь пародийные упоминания о сумке, «освященной на мощах Матроны», да о Римском папе. Почему вы решили в альбоме «Без дураков» не заявлять о ваших религиозных убеждениях?

- (после раздумья) Ну, здесь разные времена. И потом я всегда говорил, что от того, что изменились мои убеждения, я не собираюсь организовывать группу христианского рока и сочинять песни про Бога. У меня все-таки шоу-бизнес, я продаю своё творчество, зарабатываю на жизнь и, соответственно, здесь подходы и правила другие. Я не рассматриваю музыку как инструмент для донесения своих взглядов.

KM.RU: Очень много таинственного флера вокруг личности автора текстов альбома «Без дураков» Индианы Грей. Вы по-прежнему не готовы раскрывать личность этого человека?

- Да, это по-прежнему остается за кадром.

KM.RU: В одной из статей об альбоме встречал такое мнение, что Индиана Грей — это ваше альтер эго и что, якобы вы хотели оправдаться этими песнями перед теми, кто обвинял вас в том, что вы отказались от поездке на гастроли в Крым.

- Мне кажется, что это очень интересно (с иронией). В одном из материалов я прочитал, что Индиана Грей — это вообще Анатолий Платонов (смеется). Я сильно смеялся, тоже неожиданная идея. Чем больше идей, тем лучше. Каждый выберет то, что ему нравится.

KM.RU: Это сотрудничество будет продолжаться или тоже пока нет никакой информации на этот счет?

- Пока никакой информации на этот счет нет.

KM.RU: Часто ваши песни звучат в саундтреках к фильмам. Радует ли вас это, и какие песни вписались в фильмы наиболее удачно?

- Если интересно мое мнение, то я вообще не считаю, что я состоялся как киномузыкант. На мой взгляд, все это было не очень осмысленно.

KM.RU: Знаю, что вам понравилось, как песня «Имя» вписалась в «Гонгофер».

- Да, но, опять-таки, в Гонгофер» были взяты треки из альбомов «Ноля», которые даже не переписывались для этого фильма. Поэтому сказать, что это была моя работа в кино, было бы неверно. Я ничего не делал, просто не возражал против использования этих треков в этом фильме, вот и все. Правда, там был один трек, который записывался специально. Но это капля в море. Все остальное взято из готового. Но сцена, где звучит песня «Имя» действительно получилась динамичной и эмоционально схожей с песней.

KM.RU: А какая песня записывалась специально?

- «Барыня».

KM.RU: А для поздних фильмов «Восьмидесятые», «Участок», «Бедные люди» вы что-то переписывали специально?

- Для «Участка» тоже была взята готовая музыка из альбома «Когда проснется Бах». Режиссер фильма просто использовал эту музыку.

KM.RU: Любопытно было бы услышать ваше профессиональное мнение, как видеомонтажера, о состоянии современного кино.

- С монтажом в современном кино все очень круто! Вы знаете, я редко смотрю кино и не могу сказать, что пристально слежу за происходящим в российском кинематографе. Если говорить об общей картине, то кино я могу оценивать больше с точки зрения потребителя — как человек, который пошел в магазин и купил себе новый диск. Существует и определенная проблема: практически постоянно происходит такое, что фильм не обходится без безнравственных сцен, нецензурной лексики и всего того, что категорически неприемлемо для моей семьи. Сунешься — и понимаешь, что смотреть-то и нечего. Не потому, что это плохие фильмы, просто они в таком неподходящем для меня формате.

KM.RU: То есть вы не готовы назвать один-два фильма, которые вас впечатлили, скажем, за последние полгода?

- Могу сказать, что нашел и посмотрел в ю-тьюбе серию документальных фильмов «Неизвестная версия», где рассказывается о том, как снимались знаменитые советские фильмы - «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Было интересно чуть больше узнать о том, как это все происходило. О том, как принимались какие-то решения, как удавалось уговаривать худсоветы, какая там на самом деле происходила борьба и многие другие моменты. Несколько действительно интересных фильмов, но это документалка. Может быть, для меня сейчас больше даже интереснее и документальные фильмы, чем игровые.

KM.RU: А как вам книга Анатолия Платонова о группе «Ноль», которая вышла в серии «Легенды русского рока»?

- Это авторская книга и авторский взгляд на вещи. Скажем так, это история группы глазами Анатолия Платонова.

KM.RU: Вы подписываетесь далеко не подо всем?

- Я вообще ни под чем не подписываюсь, и мне не нужно это делать, меня никто об этом даже и не просил. Думаю, что вы, как человек, работающий в СМИ, должны понимать, что какие-то незначительные штрихи могут изменить, во-первых, сами события, во-вторых, одним и тем же событиям можно приписать различную мотивацию и причины. Он считает, что это было так, и он трактует события определенным образом. Имеет право.


беседовал Денис Ступников

опубликовано на сайте KM.RU
http://www.km.ru/muzyka/2017/02/15/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/795763-fedor-chistyakov-redkii-film-obkhoditsya-b

15.02.2017