Итоги уходящего года

Что интересного было в этом году?

В феврале вышел новый альбом «Нежелательная песня», над которым Федор работал в своей домашней студии в Нью-Йорке. Альбом был записан Федором в одиночку, за исключением заглавной песни, для которой Ваня Жук записал партию цыганской гитары.
При работе над альбомом Федор пользовался технологиями и звуковым контентом «Sony Creative Media Software», опробованными при записи «Правила игры» (а в особенности второго трека альбома «День рождения умершего»).
Про альбом «Нежелательная песня» было много написано в прессе, сейчас, когда эмоции поутихли, я бы характеризовал его как альбом, "для тех, кто остался".
Для своей новой аудитории в марте Федор выпустил сборник с «говорящим» названием “Emigrant song”.
Вот что он сам говорит об этом релизе: “Песня Эмигранта” – это авторский сборник. Идея происходит одновременно из нескольких предпосылок. Первая – набралось некоторое количество песен, которые так или иначе уже содержали в себе идею эмиграции, духовной, внутренней и в конце концов, физической. Вторая – за последнее время был издан ряд синглов, которым тоже нужно было где-то обрести пристанище и которые удачно вписались в контекст общей темы. Третья – одним из этих записанных недавно синглов была песня Эдмунда Шклярского (Пикник) “Песня Эмигранта”. Именно она и дала название альбому.
Это песни о безысходности, надежде, борьбе, решимости, отчаянии, эйфории, радости, ностальгии, боли, экзальтации и прочих противоречивых чувствах. Специально для сборника была записана версия песни “Emigrant Song” на английском языке.»
В поддержку нового релиза Федор провел тур по городам Америки, выступив в Бостоне, Чикаго и Нью-Йорке в сопровождении своей команды (Жук-Багдагюлян-Фельдман), с которой он играл на осенних концертах прошлого года.

Летом Федор принял участие в нескольких open-air фестивалях, проводимых русскоязычной диаспорой.
1 июля он выступил на фестивале русского рока и авторской песни «Эхо 2018», ежегодно проводимом «Русским рок-клубом в Америке».
В конце этого же месяца Федор выступил на юбилейном (десятом) фестивале Jetlag, в компании других известных русских музыкантов – Леонида Федорова и Олега Крутоголова, Юрия Наумова, Псоя Короленко, Ольги Чикиной, группы «Паперный ТАМ» и других. Аккомпанировал Федору новый состав – группа «Flying Balalaika Brothers», лидер который, Евгений Колыханов, известен как создатель очень крутой серф-группы “Red Elvises” (кто не слышал, наберите в поиске «Red Elvises - Love pipe» и получите удовольствие). На следующий день после выступления на фестивале Федор дал знаковое интервью журналисту радиостанции «Голос Америки». В этом году было еще несколько интервью для прессы и на радио (Radio RUSA, Radio Resonance).

Федор Чистяков и «Flying Balalaika Brothers» дали несколько клубных концертов (Нью-Йорк, Бостон, Остин, Канзас сити) в начале ноября. На всех выступлениях был полный аншлаг и очень теплая атмосфера. Публика "на ура" принимала любимого музыканта.
Но, как рассказывал сам Федор, не только фестивалями и клубными концертами ограничилось дело. В Америке сейчас очень развито (по крайней мере в русскоязычной среде), то, что в Советском союзе у рок-музыкантов называлось «квартирниками». Формат маленького клубного концерта, когда собирается 20-30 приглашенных зрителей, для них и выступают артисты.
Сам Федор рассказал об этом в интервью: «Я как будто вернулся в восьмидесятые, все это однажды со мной уже было. В России институт квартирников практически умер — а здесь он в полном расцвете. В России никто уже давно не поет «Милая моя, солнышко лесное» — а здесь от таких вещей тащатся. Был я на слете под названием «Простоквашино». Слоган у них: «Дядя Федор вернулся!» Все очень трогательно, костры, палатки. Давно такого не видел. В России известные исполнители зарабатывают музыкой — а здесь даже известные обязательно делают еще что-то, потому что иначе не выжить. Все это похоже на Ленинградский рок-клуб, главный принцип — самоорганизация.
Российскую аудиторию в Америке надо делить на десять. Допустим, собирал ты в Питере тысячу человек на концерт, значит, здесь будешь собирать сто. Публики резко меньше, но зато она благодарная. В Чикаго на мой концерт записалась женщина, а потом не смогла прийти, что-то у нее не сложилось. Так она прислала записку с извинениями и приложила к этой записке сто долларов. В России я не могу себе такое представить.»

Федор в Америке познакомился с замечательным музыкантом, джазовым гитаристом Славой Толстым. У Славы очень интересный стиль игры, он фактически исполняет партию гитары и перкуссии, то есть в одном лице представляет собой всю ритм-группу. Дуэт Чистяков-Толстой дал несколько концертов (клубных и квартирников) с акустической программой "Антология».
А в ноябре в клубе "210 Live" (Чикаго) состоялся очень необычный концерт, на сцене выступало трио в составе Фёдор Чистяков, Ян Максин (виолончель) и Слава Толстой (гитара).
Ян Максин (Ian Maksin) - американский виолончелист, вокалист и композитор российского происхождения рассказывает об этом концерте (интервью приводится с сокращениями):
"Я родился в Ленинграде. Учился в школе-десятилетке при консерватории, а в 16 лет уехал в США по обмену школьников, и затем сразу же поступил в консерваторию в Нью-Йорке. С музыкой Фёдора я знаком с отроческого возраста, «Ноль» всегда тоже занимал большое место в моем сердце. Я несколько раз посещал их концерты в ленинградском Рок-клубе.
В то время я даже не помышлял, что в один прекрасный день буду выступать на одной сцене с Фёдором Чистяковым. У меня надвигался большой концерт в Чикаго, программа и гости уже были утверждены, и я вначале немного скептически отнёсся к идее включения Фёдора, ибо по формату и жанру это не вписывалось в какие-либо рамки. Но я, как человек, привыкший к принятию рисковых решений, решил-таки сделать это, ибо такой уникальной возможности я пропустить никак не мог!
Я прослушивал те песни, которые Фёдор предложил сыграть вместе, мысленно накладывая на них партию виолончели. Моя задача была вплестись в уже существующую канву. Я должен был привнести что-то новое, при этом не разрушив то, что уже было построено до меня.
Я решил чуть-чуть подыгрывать в начале песни, вступить в диалог с вокалом во втором куплете, сыграть инструментальное соло и затем сделать кульминацию на возврате последнего куплета. По-моему, а также по впечатлениям Фёдора, все получилось неплохо, особенно для первого раза.
Мы почувствовали очень сильную химию с самых первых нот, и энергия выступления была невероятной. Она не могла не передаться зрителю. Уже ведётся разговор о совместном выступлении в Нью-Йорке в апреле 2019. Я приложу все усилия к тому, чтобы это состоялось."

Также у Федора был опыт совместного выступления с блюзовой командой Lil Ed & the Blues Imperials из Чикаго.

Федор был одним из организаторов и идейным вдохновителем музыкального лейбла «Jetlag Music Productions». Первым релизом данного бренда был сборник “Decalag. Ten Years of Jetlag”, это был некий отчет о творческой деятельности за 10 лет, куда вошли лучшие композиции от исполнителей- участников фестиваля. В сборник вошли две песни с участием Федора, “Let’s go to Jetlag” и “Imagine”
Из интервью Евгения Колыханова: «Песню (Let’s go to Jetlag) я написал в качестве шутки на предыдущий Джетлаг, анонсируя своё прибытие. Фёдору она понравилась, и он предложил ее дописать. Так и появилась эта песня. Работали мы над ней, в основном, в скайпе, это была немного сложная задача, но работа прошла весело, что и слышно в песне».

В 1999 Федор сочинил русский вариант песни Джона Леннона «Imagine», эта песня вошла в альбом "Песня для друга, который любит рок".
В 2010 году студийная версия песни была записана в студии, вместе с материалом, вошедшим в винил «Дежавю», а позже в альбом “Updated2012”. Однако песню в официальный релиз включить не удалось.
«Слишком сложный и не реально дорогой процесс очистки прав западных авторов. Поэтому запись пролежала какое-то время в архивах, песня исполнялась на концертах, но даже из официальной версии концертного альбома «Выше ноля» её пришлось исключить, по тем же причинам. Однако, в Америке всё оказалось проще. Два клика и авторские права приобретены для тиража за вполне вменяемые деньги. Ремикс “Imagine” вошел в сборник “Decalag”.»
На песню “Imagine” Федор записал дуэт с музыкантом Chase Winters и снял на эту песню совместный видеоклип.

Кроме сборника “Decalag” Федор выступил в качестве продюсера при записи новой программы своего соавтора по альбому «Без дураков» Indiana Gray. И не только в качестве продюсера – клавишные, программирование перкуссии и ударных, бэк-вокал – тоже все это сделано Федором. Релиз альбома «Миссисипи блюз» состоялся в ноябре этого года.
Сейчас Федор занимается продюсированием нового альбома «Все не так, как кажется» еще одного участника фестиваля «Jetlag» - «неформатного барда» Ольги Чикиной. Это очень интересный, самобытный артист, выступающий на сплаве авторской песни и инди-рока.
Федор организовал краудфандинговую компанию по сбору средств на выпуск альбома «Все не так, как кажется».

В конце года произошло пополнение официальной дискографии Федора Чистякова- был опубликован в цифровом формате концертный альбом «F4band- Концерт в Авроре», куда вошло выступление F4Band (в первом составе Чистяков - Смирнов - Никифоров - Рудик - Лёвкин), состоявшееся 16 ноября 2012 года в концертном зале “Аврора” (Санкт-Петербург”). Запись этого концерта в отличном качестве была обнаружена недавно в архивах звукорежиссера группы Алексея Королёва. Кроме отличного качества записи выступление поражает высоким качеством исполнения. Сам Федор рассказывает об этом событии: «На этом концерте песни были исполнены в виде попурри и исполнялись нон-стоп, в оригинальных комбинациях, эта программа больше нигде не была записана. Некоторые композиции имеют оригинальные аранжировки, больше нигде не встречающиеся. Это обычная запись с микшерного пульта, но она звучит очень хорошо, и может быть даже лучше, чем те, над которыми много работали. Музыканты удивительно хорошо сыграли не было никаких заминок или ошибок, всё прошло как по маслу от начала до конца. Эта запись определённо стоит того, чтобы её опубликовать.»

В этом году вышло на экраны продолжение культового мультсериала нашего детства «Простоквашино», и музыку для новых серий написал Федор Чистяков.

И еще одно знаковое событие произошло в этом году, Федор создал свой FUN CLUB. Именно FUN, а не FAN, названием объясняется многое. А если быть точнее, это сообщество, где Федор рассказывает своим подписчикам обо всем, что интересного происходит в жизни у музыканта, делится мыслями, спрашивает совета. По мнению Федора «Обычно артисты публикуют официальные релизы и события. Но как показывает даже мой опыт, есть вещи, которые не стоит выкладывать в публичный доступ, и которые нельзя показывать всем. И это совсем не потому, что в этом есть что-то компрометирующее или плохое. А просто потому, что это не поймут. Среди профессионалов бытует принцип: “Никогда не показывай клиенту черновик”. Потому что незаконченная работа может быть не понята и оценена отрицательно. Но участники клуба не просто участники, а соучастники, поэтому им можно видеть всё это, и не просто видеть, но и помочь сделать это лучше".
И это не пустые слова, Федор действительно делится совершенно уникальной и эксклюзивной информацией, настоящей кухней артиста, поневоле начинаешь, понимать, как все происходит и чем живет творческий человек.

Подводя итоги, хочу сказать следующее: это был хороший год, светлый. Внушающий надежду.

У писателя-фантаста Вячеслава Рыбакова есть остросюжетный и жуткий рассказ-притча «Носитель культуры», о том, что при столкновении с государственным насилием в первую очередь гибнут именно настоящие таланты, ибо они — во всем, в том числе и в своих человеческих привязанностях, симпатиях и антипатиях настоящие, а их место, наконец-то получая право громко именовать именно себя «носителями культуры», занимают всякие приспособленцы.
При столкновении с государственным насилием Федя не погиб, он уехал, но не сдался и не прогнулся. Он остается тем, кем был – Федором Чистяковым, талантливым музыкантом и настоящим носителем культуры. Он пишет новую музыку, выступает с концертами, знакомится с интересными творческими людьми и организует совместные проекты, помогает молодым талантливым музыкантам реализовать их творческий потенциал, поддерживает дружеские контакты с поклонниками своего творчества.

Зачем он все это делает? Есть ответ в одном из его интервью:

«- Вот я играю. У меня много поклонников. Стоит чуть остановиться, и многие из них тебя уже забыли. Я играю опять. Для кучки любящих меня людей, которые будут помнить меня, когда я умру. Но потом они тоже умрут. И от того, что я делаю, ничего не останется.

— Ради чего ж ты всё тогда делаешь с таким подходом? Для поддержания этой никчёмной, бренной жизни?

— Вот горит лампа. На неё летят два мотылька. Машут, машут крылышками. Один говорит: «Я больше не могу, я устал». Другой: «Давай-давай, лети, ты сможешь...» Вот ради этого, наверное. А вдруг?»


опубликовано на сайте nolhistory.ru
http://nolhistory.ru

28 декабря 2018