«Нежелательная песня» Федора Чистякова

Несмотря на то, что 2018 год только начался, нет сомнений, что один из его ключевых релизов уже состоялся. Вслед за БГ свое видение событий, происходящих за поребриком, высказал еще один титан русского рока – Федор Чистяков.
«Время N» БГ и «Нежелательная песня» Чистякова имеют много общего. И то, что они вышли почти синхронно, и то, что они максимально пропитаны социальным контентом – неслучайно. Накануне очередных выборов в России, которые завершатся победой кремлевского диктатора, мыслящие и неравнодушные люди хоть и подспудно, но пытаются внести свою лепту в борьбу со злом.
«Нежелательную песню» Чистяков писал в США, куда он уехал после запрета в России «Свидетей Иеговы» — к этой организации Дядя Федор принадлежит с 1995 года, и собственным выздоровлением и возвращением к нормальной жизни обязан именно ей. Новый альбом лидера «Ноля» — это неприкрытый протест против беспредела, царящего в его родной стране, из которой он добровольно-принудительно катапультировался. И, как ни странно, именно в этом и есть ключевая проблема пластинки.
Дядя Федор всегда был социален, однако его песни – это традиционно высочайшего пошиба сатира и ирония, это тончайшие полутона, дающие думающему человеку возможность разглядеть главное там, где может легко показаться совсем другое. Чистяков относится к тем авторам, слушая которых, ты раз за разом ловишь себя на мысли, что непроизвольно улыбаешься: всему виной гротескные, но убийственно точные аллегории, способеные родиться только в такой гениальной голове.
В «Нежелательной песне» это тоже есть, но оно отошло на второй план, а на первый вылез плакат, талантливый, остроумный, но все же плакат. Сам Чистяков не отрицает, что новый альбом глубоко политизирован, однако поясняет, что это не он полез в политику, а она ворвалась в его жизнь. Названия песен говорят сами за себя: «Убрать свидетей», «Искусство лизать», «Пропаганда». Дядя Федор прост и понятен:

«Пристегните ремни, машина времени подана,
но где мы сейчас и куда мы едем?
Мама, я не хочу обратно
Не хочу снова туда, мы там уже были! » («XXI век»)

Из десяти песен, попавших на пластинку только две лишены социального подтекста: пронзительная баллада-молитва «Как же буду жить» и прозрачная комопозия «На обратной стороне Луны», текст которой состоит всего из нескольких строчек, и трактовать его можно как кому нравится.

Если содержание «Нежелательной песни» вопрос дискуссионный, кто-то в восторге, кому-то не нравится, тут, как говорится, дело вкуса, то музыкальная сторона дела более объективна. После практически шедевральных альбомов «Правило игры» и «Без дураков», вернувших Чистякова в высшую лигу рок-н-ролла, новая пластинка откровенно бедна на музыкальные идеи. Этого можно было ожидать, зная, что Чистяков в США решил обойтись без музыкантов и записал все партии инструментов сам. Такой универсализм редко приводит к чему-то хорошему, в случае с Дядей Федором это отчетливо слышно. Рядом с совершенно волшебным саундом «Без дураков», который ткали более десятка талантливых музыкантов, скромная фактура «Нежелательной песни» катастрофически проигрывает. И дело не только в аранжировках, качество записи треков попросту хуже.

Подводя итоги, и отбросив в сторону скепсис, можно констатировать, что Федор Чистяков в сложных условиях оторванности от родной питерской почвы самостоятельно записал очень достойную концептуальную пластинку на злобу дня. Утратив недавно возвращенный статус топ-музыканта, он не сломался и продолжил творить. Судя по различным интервью, планов у него громадье, и хочется верить, что стержень Дяди Федора не сломается…

Ростислав Баклаженко

опубликовано на сайте dumskaya.net
http://dumskaya.net/post/nezhelatelnaya-pesnya-fedora-chistyakova/author/

09 марта 2018